Суббота, 18.11.2017, 05:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Бондаревой Светланы

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Смешанное обучение



    Характерной особенностью современной жизни является высокий темп изменений в различных сферах деятельности человека. Каждое новое поколение с момента рождения погружается в интенсивно меняющиеся условия жизни, что непременно сказывается на траектории развития и становления человека. Система российского образования динамично развивается, учитывая требования и условия, с которыми встречается ученик и выпускник школы.

    Перед школой и педагогическим коллективом ставятся новые и сложные задачи. Эти задачи касаются не только знаниевой подготовки обучающихся, но и развития компетенций критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстроменяющихся жизненных условиях выпускника школы с глубоким мировоззрением.

    Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно школа меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного гибкого персонализированного обучения.

    Возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в Законе «Об образовании»: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» (статья 15).

    Опыт активного использования электронного обучения в западных странах и сравнение его с традиционными формами обучения, основанными на прямом личном общении учителя и обучающегося, выявили чётко различимые сильные стороны каждой из этих форм. Так,  к сильным сторонам электронного обучения относят гибкость, индивидуализацию, интерактивность, адаптивность как возможность организации учебного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами и др. К сильным сторонам традиционной очной формы обучения причисляют эмоциональную составляющую личного общения, спонтанность в образовании цепочек ассоциативных идей и открытий.

    Сочетание преимуществ каждой из форм обучения легло в основу технологии смешанного обучения, которая больше десяти лет используется в школах Европы и США. Системный подход в организации образовательного процесса, выражающийся в сочетании очного и электронного обучения, называется смешанным обучением.

    Американская организация Innosight Institute (www.innosightinstitute.org) с 2007 года изучает опыт реализации технологии смешанного обучения в школах Америки. В их ежегодных отчётах приводятся результаты выпускников школ, которые всегда выше, чем у выпускников школ, обучающихся по традиционной очной форме обучения.

    Опыт американских школ позволил выделить модели смешанного обучения. Каждая модель  отличается преобладанием одного из трёх компонентов технологии смешанного обучения:

    1. Компонент традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса.

    2. Компонент интерактивного взаимодействия, опосредованного компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно­-образовательными онлайн ресурсами.

    3. Компонент самообразования.

    Введение в образовательный процесс смешанного обучения позволяет решить ряд задач:

    • расширить образовательные возможности обучающихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
    • стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
    • трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему  конструированию обучающимся собственных знаний;
    • персонализировать образовательный процесс: учащийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является помощником обучающегося.

    Реализация этих задач невозможна без комплексного мониторинга и анализа деятельности всех участников образовательного процесса.

    Обратим внимание на условия работы педагога, сопровождающего ученика в инновационной технологии обучения. Педагог совместно с обучающимися выстраивает их индивидуальные образовательные траектории как на уроке, так и вне его; организует разные виды деятельности с использованием информационно­образовательных ресурсов, в том числе сети Интернет; координирует деятельность учеников как очно, так и дистанционно в условиях высокотехнологичной информационно­образовательной среды школы.

    Педагог непрерывно осуществляет мониторинг учебного процесса и комплексный анализ промежуточных результатов деятельности каждого ученика. К этим данным, как правило, относят время работы в сети, качество выполненных в тестовой форме контрольных заданий, количество попыток выполнения того или иного задания, обращение к дополнительным образовательным ресурсам внутри образовательной платформы, сведения об индивидуальном консультировании с учителем внутри платформы, сведения об активности работы на форуме.

    Педагог умеет отбирать электронный образовательный контент, сообразный целям урока, или создаёт собственные мультимедийные продукты, включая аудиозаписи, видеолекции. Это необходимо не потому, что сфера информационных технологий может стать дополнительным сближающим элементом учителя и ученика, что немаловажно, но и потому, что информационные технологии упрощают и интенсифицируют одновременно учебную деятельность: онлайн электронные образовательные ресурсы могут быть у ученика на мобильном устройстве, их можно отправить однокласснику, обсудить содержание на тематическом форуме и пр.

    Педагог оказывает очную и дистанционную индивидуальную поддержку, в том числе эмоционально­поощрительную, и сопровождение ученика. Учителю очень важно создать «ситуацию присутствия» в условиях  дистанционного режима работы. Комфортность этой ситуации заключается в том, что ученик понимает, что ему будет оказана своевременная помощь, он не одинок в виртуальной образовательной среде. Наиболее эффективным способом поддержки в формате дистанционного взаимодействия является обеспечение обратной связи посредством комментирования прогресса и скорости прохождения учебного материала, успешности его выполнения. Реализация этого требования осуществима благодаря функционалу и сервисам информационно­образовательной среды: форумы, система личных сообщений, видеоконференции.

    Традиционно в зарубежной практике выделяют шесть моделей смешанного обучения:

    1. Модель «Face­to­Face Driver». Значительная часть учебной программы изучается в школе при непосредственном взаимодействии с учителем. Электронное обучение используется в качестве дополнения к основной программе, чаще всего работа с электронными ресурсами организуется за компьютерами в течение урока.

    2. Модель «Rotation». Учебное время распределено между индивидуальным электронным обучением и обучением в классе вместе с учителем. Учитель, работающий очно в классе, также осуществляет дистанционную поддержку при электронном обучении.

    3. Модель «Flex». Большая часть учебной программы осваивается в условиях электронного обучения. Учитель сопровождает каждого ученика дистанционно, для отработки тем, сложных в понимании, он организует очные консультации с малочисленными группами или индивидуально.

    4. Модель «Online Lab». Учебная программа осваивается в условиях электронного обучения, которое организовано в стенах школ, как правило, в кабинетах оснащённых компьютерной техникой. Онлайн­обучение сопровождают учителя. Ученики, помимо онлайн­-курсов, могут проходить обучение и в традиционной форме в классно­-урочной системе.

    5. Модель «Self­blend». Модель является традиционной для высших учебных заведений Америки. Студенты самостоятельно выбирают дополнительные к основному образованию курсы. Поставщиками образовательного контента могут выступать разные школы и образовательные учреждения.

    6. Модель «Online Driver». Большая часть учебной программы осваивается с помощью электронных ресурсов информационно­образовательной среды. Очные встречи с учителем носят периодический характер. Обязательными являются процедуры очных консультаций, собеседований, экзаменов.

    НП «Телешкола», более десяти лет реализуя проекты в области дистанционного образования, на основе анализа наиболее распространённых в мире моделей смешанного обучения, а также особенностей российского образования разработала эффективные модели реализации учебно­-воспита­тельного процесса в информационно­образовательной среде с использованием ИКТ и образовательных ресурсов сети Интернет.

    В 2012/13 учебном году впервые в российском образовании был начат инновационный проект по апробации моделей смешанного обучения на основе ресурса НП «Телешкола». Целью инновационного проекта «Апробация новых моделей организации образовательного процесса на базе школ, работающих с ресурсом НП «Телешкола», является качественное системное изменение подходов к организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РФ с применением электронного обучения в условиях введения ФГОС. В проекте принимают участие 10 школ­лидеров из 7 субъектов Российской Федерации. Всего в проекте принимают участие более 60 учителей и более 900 обучающихся на всех ступенях обучения из Москвы, Оренбурга, Тамбова, Котовска, Набережных Челнов, Ижевска, Хабаровска, Перми.

    В качестве основных моделей в исследовании НП «Телешкола» предлагаются модели, которые подразумевают сочетание и чередование очного и электронного обучения и взаимодействия (группа «Ротация», модели «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа»), и модели, реализующие персонализированный подход (группа «Личный выбор», модели «Новый профиль», «Индивидуальный учебный план», «Межшкольная группа»).

    Общим для моделей группы «Ротация» является то, что смешанное обучение реализуется в рамках одного предмета и класса и подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающихся с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным телеком­муникационными технологиями.

    Порядок чередования может быть фиксированным или гибким по усмотрению учителя.

    Объяснение нового учебного материала, его закрепление и отработка навыков может осуществляться как в рамках очного взаимодействия, так и в рамках дистанционного. Например, знакомство с новым учебным материалом осуществляется с использованием online ресурса, а закрепление и отработка навыков – на уроках в классе, или наоборот.

    Модель «Автономная группа» используется в том случае, если обучающиеся в классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ­-компетентности и регулятивных универсальных учебных действий. В этом случае класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведётся в режиме онлайн, а личное взаимодействие с учителем используется для консультирования, группового или индивидуального. В другой группе основное обучение ведётся в традиционной форме, а электронное обучение используется для поддержки и отработки навыков. Пространственная организация класса должна иметь две зоны – для традиционного урока и зону онлайн­-занятий. Работая в этой модели, учитель должен обладать навыком распределения своего внимания между двумя группами, уметь организовывать познавательную деятельность обучающихся через систему индивидуальных или групповых заданий, знакомство с новым учебным материалом, выполняя функцию помощника при выполнении заданий.

    Возможен перенос зоны онлайн­обучения в компьютерный класс. В этом случае для реализации модели понадобится ассистент (тьютор, лаборант), который бы наблюдал за автономной группой.

    Модель «Перевёрнутый класс» используется в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ­компетентности и регулятивных универсальных учебных действий. В этом случае класс работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. При такой организации учебного процесса не требуется зонирования классной комнаты или дополнительных помещений. При работе в режиме «Перевёрнутого класса» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность и т.п.) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами и т.д.). Обязательным условием использования данной модели является наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

    Модель «Смена рабочих зон» является наиболее сложной в плане организации и реализации. В определённом смысле она является развитием модели «Автономная группа», но число групп может увеличиваться по числу видов учебной деятельности (online обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем).  Использование данной модели требует сложного зонирования большого учебного помещения либо выделения дополнительных помещений, а также участия ассистента (тьютора). Преимуществом данной разновидности модели является то, что со временем вырабатывается привязка определённого вида деятельности к определённому месту, что снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности.

    Модели группы «Личный выбор» подходят для учащихся старших классов, имеющих высокую мотивацию к учению, уровень сформированности ИКТ-­компетентности, личностных и метапредметных навыков. В рамках этой группы моделей образовательная деятельность и ответственность за её результаты возлагается на обучающегося, так как процесс строится преимущественно с использованием электронного образовательного ресурса. Задачи школы в этом случае сводятся к предоставлению временных (предусмотренные в расписании часы для online курса) и пространственных (помещение с компьютером и выходом в Интернет) ресурсов, а также оказание психологической и при необходимости педагогической поддержки. При определённых условиях (компановка в расписании предметов, подразумевающих посещение школы, в виде кластера) обучающийся может осваивать online курсы вне школы. Модели этой группы различаются лишь способом формирования учебных групп:

    • внутри параллели одной школы с фиксированным набором курсов для изучения online – «Новый профиль»;
    • внутри параллели одной школы с различным набором курсов для изучения online – «Индивидуальный учебный план»;
    • внутри параллелей одного возраста разных школ для изучения определённого online курса – «Межшкольная группа».

    Данная группа моделей скорей всего станет наиболее востребованной при введении нового ФГОС полного среднего образования. Она облегчает составление расписания при работе по индивидуальным учебным планам. Кроме того, это расширение возможностей для учеников малокомплектных школ, в которых недостаточно педагогических кадров для реализации всех вариантов выбора курсов обучающимися.

    Подробнее о моделях смешанного обучения и механизмах их реализации можно узнать в видеороликах «Реализация моделей смешанного обучения» (http://youtu.be/mxfMvFDrYUY), «Смена рабочих зон» (http://youtu.be/pAjwpbhUgJM), «Планирование учебной деятельности» (http://youtu.be/HXVVG58kQWs).

    На промежуточном этапе проекта педагогические коллективы, обучающиеся и родители смогли оценить потенциал смешанного обучения. В этой статье мы приводим преимущества реализации выбранных моделей, отмеченные участниками инновационного образовательного процесса.

    Руководители образовательных учреждений говорят о следующих возможностях и преимуществах реализации моделей смешанного обучения:

    • более качественное и системное выполнение задач, поставленных  ФГОС нового поколения;
    • привлечение дополнительного контингента учащихся благодаря организации многопрофильного обучения;
    • повышение квалификации педагогических кадров;
    • решение проблемы дефицита педагогических кадров;
    • возможность экономии средств за счёт повышения уровня эффективности педагогической деятельности;
    • вовлечение семей в деятельность образовательного учреждения как активных участников образовательного процесса.

    Педагогические коллективы обращают внимание, что при реализации моделей смешанного обучения более эффективным оказывается:

    • приобретение квалификационных компетенций, направленных на реализацию ФГОС нового поколения;
    • повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов;
    • использование новых видов контроля и коммуникации в педагогическом процессе;
    • повышение мотивации познавательной деятельности обучающихся;
    • возможность организовывать качественную работу с высокомотивированными учениками.

    Обучающиеся говорят о следующих возможностях, которые они получают в условиях организации обучения с использованием моделей смешанного обучения:

    • реализация индивидуальных учебных планов с неограниченным выбором предметов, уровня их освоения и способов организации учебной деятельности;
    • максимальная объективизация процедуры и результатов оценивания;
    • интенсификация учебной деятельности с целью экономии времени для реализации иных образовательных и культурных потребностей;
    • получение индивидуальных консультаций учителя для преодолении трудностей при освоении учебного материала и ликвидации пробелов в знаниях.

    Родители, активно включившись в реализацию проекта, акцентируют своё внимание на следующих аспектах:

    • высвобождение у обучающихся времени для подготовки к ГИА и ЕГЭ;
    • получение возможности индивидуального общения с учителем по запросу ребёнка и родителей (консультации, обсуждения, согласования и т.п.);
    • возможность многоаспектного наблюдения за ходом учебного процесса ребёнка и влияния на него в соответствии с его индивидуальными психофизиологическими возможностями;
    • возможность реализации новых форм сотрудничества со школой, участия в обсуждении общественно значимых вопросов.

    Сочетание очного и электронного обучения в наибольшей степени позволяет педагогам выстроить гибкий персонализированный процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, с использованием всех функциональных возможностей информационно­-образовательной платформы НП «Телешкола», организуя интерактивное взаимодействие не только дистанционно, но и очно в различных формах организации учебной деятельности.

    Такой способ организации учебного процесса наилучшим образом обеспечивает возможность реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана (17.12.2013)
    Просмотров: 2378 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: